Мировой чемпионат WorldSkills Competition может пройти в России

Опубликовано Июль 25, 2014


Правительство Российской Федерации озабочено непопулярностью рабочих профессий в стране и планирует подать заявку на проведение в России мирового чемпионата по профессиональному мастерству – WorldSkills Competition.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев надеется, что это позволит привлечь внимание к рабочим специальностям и заинтересовать молодежь. В прошлом году российская команда впервые участвовала в таких соревнованиях, но оказалась далека от победы. Эксперты говорят, что привлекать подростков в профессиональные училища несложно, если учеба будет связана с современными технологиями. А пока  преподаватели объясняют темы на пальцах, ни с кадровым голодом, ни с соперниками из других стран нам не справиться.

971488735

Дмитрий Медведев

В 2019 году Россия может стать хозяйкой «Олимпиады среди тех,  кто умеет работать руками», — так иногда называют WorldSkills Competition, или мировой чемпионат профессионального мастерства. О намерении подать заявку на проведение соревнований объявил вчера Дмитрий Медведев.

«Наша страна присоединилась к движению, которое организует во всем мире конкурс для тех, кто осваивает рабочие профессии. Мы провели национальные соревнования по профессиональному мастерству среди молодежи и теперь готовы побороться за право провести у себя чемпионат мира в 2019 году», – сообщил он на заседании правительства, добавив, что для подготовки и подачи заявки должен быть создан собственный оргкомитет.

«Проведение такого чемпионата в России – это хорошая возможность еще раз привлечь внимание к рабочим профессиям. А если нам все-таки повезет и решение будет принято в пользу нашей страны, то, конечно, мы сделаем все необходимое, чтобы провести это мероприятие на самом высоком уровне» – подчеркнул премьер.

Медведев также напомнил, что популяризация рабочих профессий является государственной задачей – «от нее зависит не только развитие экономики, но и выполнение установок на повышение производительности труда». Современные и квалифицированные рабочие, по его словам, сегодня требуются везде – и в промышленности, и на транспорте, и в строительстве, и в сфере услуг. «Поэтому задача воспитания рабочих кадров, мотивировки школьников выбирать такие специальности остается весьма и весьма значимой. И, конечно, нужно просто менять сложившиеся стереотипы о невысокой престижности таких профессий», – добавил премьер.

Соревнования WorldSkills проводятся раз в два года, первый такой конкурс прошел в 1947 году. Россия присоединилась к движению два года назад и весной 2013 года провела национальный чемпионат, победители которого приняли участие в международных соревнованиях в Лейпциге. Дебют, правда, оказался не слишком удачным – мы заняли последнее, 41-е место, разделив его с еще шестью странами.

Опрошенные «НГ» эксперты отмечают, что молодежь можно заинтересовать рабочими профессиями, — секрет успеха здесь заключается в том числе и в серьезном уровне подготовки, близости к современным технологиям.

«У меня в окружении есть люди, которые имеют высшее образование, занимаются наукой и в то же в время с удовольствием осваивают профессии краснодеревщиков, столяров, реставраторов мебели», – говорит профессор кафедры общественных связей и медиаполитики РАНХиГС Елена Назарова. «Но чтобы поднять престиж рабочих профессий именно массово, важно понимать, что сегодняшние рабочие – это уже не те, кто 20–30 лет назад стоял у станка. Для работы на современных предприятиях нужны очень серьезная подготовка, очень серьезное обучение, привлечь людей на такие специальности можно, если создать политику промышленного подъема, сделать новые технологии понятными для нынешних школьников». При этом Назарова напоминает и о важности достойной оплаты труда. «Многие подростки готовы поменять высшее образование на хороший стабильный заработок и устраивать свою жизнь так, как они хотят, независимо от желания родителей отдать их в тот или иной вуз», – говорит эксперт. Нынешняя же политика популяризации профессии, по словам Назаровой, заключается скорее в искусственном заполнении профтехучилищ путем ограничения возможности поступления в вузы.

irina-abankina-direktor-instituta-razvitiya-obrazovaniya-nacionalnogo-issledovatelskogo-universiteta-1

Ирина Абанкина

Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина, в свою очередь, отмечает отсталость материального оснащения наших училищ. «Преподаватели зачастую вынуждены показывать все на пальцах. А для учащихся важно не только увидеть, как другие объясняют, но и самому сделать, причем не просто сделать, а отработать до нужного уровня квалификации», – сетует Абанкина. Сейчас, по словам эксперта, требуется масштабнейшее инвестирование в переоснащение учебных заведений. Сегодня это если и происходит, то, как правило, за счет зарубежных инвесторов, которые обучают наших студентов для работы на своих предприятиях в России. «Это вопрос очень серьезного инвестирования со стороны бизнеса и потенциальных работодателей, но и, безусловно, при поддержке государства», – уверена она.

Заведующий отделом социологии образования Института социологии РАН Давид Константиновский, в свою очередь, отмечает важность профессиональных соревнований. «Конкурс эффективен. Это хорошая пропаганда рабочего класса», – сообщил он «НГ». Эксперт рассказал, что совсем недавно Институт социологии проводил собственное исследование: молодых рабочих и исследователей удивили ответы респондентов. «Несмотря на то что эти молодые люди никогда не жили в советское время, они знают, что в те времена рабочим уделялось больше внимания. Сейчас они этого внимания не чувствуют, и это их останавливает выбирать рабочие профессии», – подчеркнул Константиновский. По мнению эксперта, для того чтобы молодежь стала интересоваться рабочими специальностями, необходимо создать социальные условия. «Молодые рабочие – это юноши и девушки не из самых благополучных семей, и для них важно, чтобы у них были хорошая зарплата, хороший социальный пакет и, конечно же, условия труда, возможность продвижения», – сказал он. Между тем, как отметил эксперт, исследование показало, что многие предприятия уже создают такие условия. Молодые люди после окончания школы получают стартовое образование,  а затем и рабочий разряд. Проработав некоторое время, они поступают на вечерние или заочные отделения соответствующих высших учебных заведений, оканчивают их и остаются на предприятиях на инженерных должностях.

Читайте также: