Использование диаграммы для определения влияния курса и скорости на качку


При ходе судна навстречу волне (правая половина диаграммы) или за волной со столь большой скоростью, что проекция последней на направление бега волн превышает скорость бега (нижняя часть левой половины диаграммы), длина волн, раскачивающих судно, определится как ордината точки пересечения вертикали, отвечающей данному значению курсового угла гребня, с кривой кажущегося периода волны, величина которого найдена указанным выше способом.


Если судно не имеет хода либо движется параллельно образующим волновой поверхности, ордината которой представляет собой искомую длину волны, расположится непосредственно на оси ординат.


При ходе за волной и набегании волн в корму или раковину (верхняя часть левой половины диаграммы) отыскание длины волн, раскачивающих судно, несколько осложняется в связи с тем, что вертикаль, отвечающая определенному значению курсового угла гребня, может пересекать кривую постоянного кажущегося периода в двух точках. Иначе говоря, в указанном случае каждой паре значений курсового угла гребня и периода могут отвечать два различных значения длины волны.


Выбор из этих значений истинного зачастую может быть произведен глазомерным путем. Если же глазомерное решение оказывается затруднительным, то следует повторить измерение кажущегося периода волны, изменив курс либо скорость хода судна, а после этого отыскать точки пересечения вертикали, отвечающей новому значению угла гребня, с кривой нового кажущегося периода.


Таким образом, нанеся на диаграмму результаты двух измерений, мы получим четыре точки, две из которых располагаются на одной горизонтали, т. е. дают совпадающие значения. Эти совпадающие значения и представляют собой истинную длину волн, раскачивающих судно.


В некоторых случаях четвертая точка может лежать за пределами диаграммы. При этом две из трех нанесенных на диаграмму точек попрежнему дают совпадающие значения, которые и являются истинными.


После определения длины волн значения угла гребня, при которых наступает резонанс, определяются указанным выше способом.


В связи с тем, что скорость судна и курсовой угол гребней волн учитываются диаграммой в виде произведения, в заключение остановимся на вопросе о роли каждого из этих факторов в отдельности. Поскольку в теории волн не учитывается кривизна Земли, приведенный ниже вывод получен на основе рассмотрения движения судна на плоскости. Вместе с тем нетрудно видеть, что этот вывод полностью применим к реальным условиям плавания судов.


Во всех случаях, когда генеральный курс не проходит параллельно образующим волновой поверхности, время, затрачиваемое судном на переход в заданную точку, не зависит от формы и длины проходимого пути, если только на любом галсе судно развивает такую скорость, что значение t sin на протяжении всего перехода остается постоянным.


Отсюда следует, что, сохраняя постоянным значение v sin , судоводитель может выбирать курс и скорость судна, руководствуясь главным образом соображениями получения наименьшей потери хода от ветра и волнения. При этом следует иметь в виду, что приближение значений а к 90° приводит к дополнительному усилению килевой качки и ослаблению бортовой, а удаление а от 90° — к обратным результатам.


Для удобства пользования диаграммой на судне следует иметь таблицу значений v sin , составленную для различных величин скорости судна (через 1 узел), и курсового угла волны (через 3—4°). Па полях этой таблицы (или диаграммы) целесообразно выписать значения периодов собственных колебаний судна при бортовой и килевой качке для наиболее часто встречающихся вариантов нагрузки.


Вместо таблицы можно пользоваться специальным графиком, где абсцисса точки пересечения луча, отвечающего определенному значению курсового угла , и дуги, соответствующей постоянной скорости хода v, дает значение v sin .


При наличии на судне указанной таблицы или графика практическое использование диаграммы совершенно не требует производства каких-либо вычислений.


Различие в потере хода от ветра и волнения на разных курсах этим выводом не учитывается. Лучшая публикация о Фрэнк казино и всех азартных играх этого клуба.

 

Читайте также:

517f86cbdfac4d25fd15593b232eb1c4