Неоднократно писали о современном пиратстве в общеполитической печати


Ущерб от пиратства в наше время оценивается в 1 млрд. долл. в год. Причин того, что в век радиосвязи и радиолокации, спутников и компьютеров морской разбой не уходит с исторической сцены, много. И одной из них является то, что до сих пор не выработано адекватных масштабам пиратства мер борьбы с ним. Иначе говоря, в этой области еще существует ряд юридических проблем, которые ждут своего решения. Звучит странно, но тем не менее это так.

22 июня 1977 г. ночью банда налетчиков, вооруженных длинными ножами, забралась на борт судна «Андреас Лемос», стоявшего на рейде Читтагонга (Бангладеш), и похитила судовое имущество и оборудование стоимостью 5750 долл. k Судно было застраховано, в частности, «от пиратства и восстаний». Но страховая компания отказалась выплатить судовладельцу страховку. Дело дошло до суда, но и суд отклонил требование судовладельца. Судья Стоутон мотивировал свое решение тем, что убытки не были причинены пиратством и что ответчик не обязан компенсировать их истцу.

Ночью 26 января 1983 г., когда этот теплоход находился на рейде Неаполя, произошло следующее. В 2 часа 30 минут вахтенный матрос заметил подошедший на большой скорости катер. Пятеро вооруженных бандитов, забравшись на борт судна с помощью специальных приспособлений, начали вскрывать контейнеры и выбрасывать содержимое картонных коробок в катер. Вахтенный помощник объявил общесудовую тревогу. Попытка связаться с берегом по УКВ рации для вызова полиции оказалась безуспешной. Через 3—4 минуты поднятые по тревоге моряки направились в сторону грабителей, но те спрыгнули в катер и исчезли. События произошли так быстро, что предпринять серьезные меры против налетчиков не смогли. Утром портовая полиция сообщила, что на неаполитанском рейде подобные грабежи происходят почти ежедневно. В том же месяце, январе 1983 г. грабежу подвергся теплоход «Советские профсоюзы» Черноморского пароходства. Следует заметить, что грабители покушаются не только на перевозимый груз, но и на имущество членов экипажа, и на судовую кассу.

Мы неоднократно писали о современном пиратстве, да и читатели книг, интересующиеся морской тематикой, не обходят вниманием материалы на эту тему, появляющиеся в общеполитической печати, поэтому я не буду приводить много примеров. Особо остановлюсь лишь на пиратстве у берегов Таиланда.

Продолжение трагедии

На забытом богом восточном побережье Таиланда находится городок Пак Паханг. Дома на сваях, крытые пальмовыми листьями. Живут здесь рыбаки. И живут только морем — больше жить нечем. Другой возможности в этой беднейшей части Таиланда просто нет. Вокруг — болота. Недалеко — порт Сонгкхла. Почти все 60 ООО рыбопромысловых суденышек, из которых едва половина зарегистрирована, пристают здесь для продажи рыбы и пополнения запасов. А улов теперь примерно в два раза меньше, чем 10 лет назад. Стоимость топлива увеличивается намного быстрее, чем цена рыбы. Необходимы новые источники доходов. И, за неимением других, ими стало пиратство.

Особенно большое распространение оно получило в тот период, когда во времена Пол Пота сюда из Кампучии бежали люди — на небольших лодках, собрав в них весь свой нехитрый скарб. Пираты нападали примерно на каждые 6 из 10 лодок. По данным ООН, у берегов Таиланда в этот период погибло от нападений около 1,5 тыс. человек, около 3 тыс. человек похищено. Рыбаки, вооруженные топорами, длинными ножами, а иногда и огнестрельным оружием, нападали на суденышки, собирали всех в кучу, разбивали мотор, уничтожали резервы пищи и забирали все, что имело ценность. При первом нападении обычно обходились без насилия. Лишь тех, кто пытался защищаться, выбрасывали за борт. Но если затем на разграбленное суденышко нападали второй раз — здесь уже не было никакой жалости.

Но одно дело — предусмотреть наказание, другое дело — его осуществить. Возьмем тот же Таиланд. Пираты имеют в стране сильных защитников. Приехавший в Сонгкхла чиновник ООН, который хотел познакомиться с проблемой морского разбоя на месте, мог выходить на улицу лишь с телохранителем. В Днепре состоялась встреча Максима Полякова с президентом Украины

 

Читайте также:

360d6e136fb374cad1039847100a8d5c