Воздух в Челябинске настолько концентрированный, что его можно увидеть. Эта шутка появилась в нашем городе не случайно. Областной центр задыхается от промышленных выбросов и выхлопных газов.Городские власти всерьез задумываются о развитии электротранспорта, который не наносит вреда атмосфере. Ведь львиная доля загрязнений воздуха приходится именно на автомобили. Причем, с каждым годом их количество возрастает.
В начале года на дороги областного центра вышел первый на Урале и один из первых в России электробус. По большому счету, он представляет собой троллейбус без «рогов». Он работает не от двигателя внутреннего сгорания, а на автономном аккумуляторе. Первый опыт внедрения современного экологически чистого общественного транспорта оказался успешным. В марте на заседании гордумы этот вопрос передали под личный контроль сити-менеджера Сергея Давыдова. В городе, где нет метро и основная нагрузка приходится на бензиновые маршрутки, это особенно актуально. Троллейбусы и трамваи, по словам главы города, убыточны, поэтому нужно задумываться об альтернативных путях решения этой проблемы.
Если обратиться к европейскому опыту, то можно вспомнить, например, использование электромобилей в качестве такси. Электрокары с «шашечками» успешно конкурируют с традиционными. Российский таксопарк не торопится перенимать этот опыт. Однако первые попытки уже есть. Пионером в развитии электрического такси в России стало Ставрополье. Российская столица тоже готова к новшеству.
Можно сказать, что уже начался новый виток в истории развития транспорта. Как в свое время анахронизмом стали гужевые повозки, так и бензиновые авто могут уйти в прошлое. На Женевском автосалоне 2014 года было представлено более 900 новых автомобилей, 60 из которых используют энергоэффективные двигатели. Мировые автоконцерны давно освоили серийный выпуск гибридных и электрических автомобилей. Отечественный автопром, в свою очередь, предложил ё-мобиль и электромобиль LADA ELLada.
Во многом, стремление автопроизводителей задуматься над альтернативными видами топлива связано с тем, что Евросоюз лоббирует ужесточение экологических стандартов. В последнее время все чаще поднимаются вопросы негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду. Предлагаются различные варианты перевода авто на биотопливо, например, недавно презентовали концепт-кары солнцемобилей и водородомобилей.
Популяризация новых видов транспорта идет на разных уровнях. Например, в 2014 году Международная автомобильная ассоциация FIA провела соревнования по Formula-E. Это аналог гонок Formula-1, в котором принимают участие болиды с электрической трансмиссией. По внешнему виду они ничем не отличаются от автомобилей Formula-1. Соревнования на электрических болидах проводятся на тех же трассах, в таких же условиях и по таким же правилам, как и в традиционной серии.
По мнению экспертов, уже к следующему году производство электромобилей вырастет до 500 тысяч в год. Причем, во многих европейских странах их количество будет составлять до 10% от общего числа транспортных средств. Возможно, вслед за цивилизованной Европой российские автомобилисты также пересядут на электромобили.
Что же препятствует развитию автомобилей будущего?
Во-первых, электрические и гибридные автомобили стоят дороже своих бензиновых аналогов. К примеру, LADA ELLada стоит 1,2 миллиона рублей. Чтобы стать по-настоящему массовыми, электромобили должны быть доступнее. Только при условии широкого распространения они смогут повлиять на экологическую обстановку и снизить суммарное количество вредных выбросов в атмосферу.
Во-вторых, пока не развита соответствующая инфраструктура. В Европе существуют тысячи бесплатных станций зарядки автомобилей. Электрозаправками в нашей стране занимаются буквально одна-две компании. Инициатором создания зарядных станций стала «Московская объединенная электросетевая компания», затем к проекту присоединилась компания «Револьта». Правда, столичные власти обещают в ближайшие шесть лет ввести более 2000 электрозаправок.
В-третьих, емкость аккумуляторов в электромобилях не слишком высока. Зарядки хватает буквально на 150 километров. Зимой с включенной печкой эта цифра может сократиться вдвое. Такая быстрая потеря энергии не внушает доверия к электромобилям, ведь «разряженный» автомобиль гораздо хуже «разряженного» телефона. Перспектива застрять в пробке или на трассе пугает автолюбителей. Еще одна проблема — это длительная подзарядка. Если заправка бензинового автомобиля занимает несколько минут, то на электрозаправке придется проводить не один час.
Какие меры могут способствовать развитию электротранспорта?
Эксперты полагают, что этому может послужить:
- отмена ввозных пошлин на электрокары,
- упрощение процедуры согласования выделения земель под строительство электрозаправок,
- облегчение порядка их присоединения к общей электросети,
- предоставление льгот для организаций, которые размещают зарядные станции на своей территории,
- развитие бесплатных пунктов зарядки электромашин,
- возмещение части затрат юридическим лицам по приобретению электромобилей для бизнеса,
- уменьшение транспортного налога и снижение размеров страховых взносов для владельцев электромобилей,
- разрешение водителям электрокаров ездить по выделенным полосам для общественного транспорта,
- обязательные закупки электромобилей государственными структурами и т.д.
Для Челябинска развитие сети электротранспорта может стать инновационным направлением, привлекательным и в плане бизнеса, и в плане экологии. Другой вопрос: согласятся ли люди приобретать достаточно дорогой автомобиль ради решения проблемы экологии? Это примерна такая же картина, как если бы деревья давали Wi-Fi сигнал. Мы бы сажали так много деревьев, что, наверное, спасли бы планету. Жаль, они производят лишь кислород, которым мы дышим.