Торговля с заморскими странами особенно возросла при Петре I. Прежний полукупец-полувоин, с риском перевозивший товары на утлой ладье, превратился в купца-судовладельца, пользовавшегося наемной силой. Петр I правильно оценил значение рек для России и задумал объединить водные системы Русской равнины, соединив Неву с Волгой, через Вытегру, Ковжу и Белое озеро, т. е. наметил трассу будущей Мариинской системы, хотел соединить каналом Волгу и Дон, наметив трассу Волго-Донского канала. В 1722 г. был завершен лишь один — Вышневолоцкий канал. «Рекой рукодельной», достойным памятником для потомства назвал А. Н. Радищев Вышневолоцкую систему. Эти искусственные водные пути получили дальнейшее развитие лишь через 100 лет. С 1803 по 1838 гг. было открыто судоходное движение по целому ряду каналов.
Березинская водная система соединила Днестр и Западную Двину, Висла и Неман соединились Августовским каналом. В 1810 г. был открыт путь по Мариинской, самой совершенной системе, связавшей Петербург с центральными областями. Было построено 26 шлюзов и акведук, подававший воду в канал из озера Ковжа. Путь к Волге шел по Неве, Ладожскому озеру, Свири, Онежскому озеру, Вытегре. По шлюзованной Вытегре суда поднимались на водораздел. Проложенный здесь канал приводил их в Ковжу, впадающую в Белое озеро, затем по Шексне суда попадали в Волгу. В 1811 г. началось движение судов от Волги к Неве и Петербургу по Тихвинской системе — по Мологе, Чагодоще, Тихвинке, Сяси в Ладожское озеро. Волга была соединена также с Белым морем. По Шексне и системе малых озер и рек проложили к 1828 г. путь в Кубенское озеро. Отсюда была свободная естественная дорога по Сухоне и Северной Двине к Архангельску и в Белое море. По каналам этой системы от Шексны к Дубенскому озеру и сейчас проходят небольшие суда. Далеко не все сооружения были удачны. Всего несколько лет просуществовал канал, соединявший через реки Северная и Южная Кельтма Каму и Вычегду. С 1825 по 1844 гг. велись работы по соединению рек Москвы и Волги. Намечаемый водный путь должен был идти от Москвы по Истре, Сестре, Дубне к Волге. Осуществление петровского замысла — заменить волоки каналами приостановилось в связи с начавшимся строительством железных дорог. А между тем транспортная революция в середине XIX в. совершалась и на водных путях. Уже в 1765 г. И. И. Ползунов построил первую «огнедействующую машину», определившую начало развития на реках парового флота. К 1860 г. на Волге и ее притоках плавало уже около 220 пароходов, принадлежащих различным акционерным компаниям. Процветала Нижегородская ярмарка в устье Оки. Хлеб, хлопок и другие товары, шедшие водным путем с юга страны, в Ярославле и Рыбинске перегружались в железнодорожные вагоны. Вниз по Волге, отчисленным ее притокам шли плоты. Водный транспорт не потерял своего экономического значения и после появления железных дорог. Велика его роль в перевозке грузов, а также множества пассажиров и в наше время. Самый топовый обзор на http://wowpedia.ru/money/vulkandeluxe/ об онлайн казино Vulkan Deluxe.